+11 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Культура
20 Марта , 14:46

Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик

Белорецкому историко-краеведческому музею исполняется 55 лет. Инициатором создания первого музея в Белорецке в прошлом веке стал местный краевед Михаил Фомич Чурко. В 1923 году в мужском двухклассном училище он открыл «Музейное хранилище», которое в 1927 году преобразовано в «Естественно-исторический просветительский музей».

Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик

К сожалению, в 1937 году Михаил Чурко был репрессирован, а все собранные им экспонаты бесследно утрачены. Долгое время музея в городе не было.
23 сентября 1960 года, в преддверии 200-летия города Белорецка, членами бюро горкома КПСС было принято постановление об открытии историко-краеведческого музея на общественных началах. Организационной работой по его созданию руководил совет, состоящий из 21 человека. Председателем был выбран декан Белорецкого вечернего факультета Магнитогорского горно-металлургического института Ленфрид Григорьевич Борозинец.
В 1968 году было построено двухэтажное здание, а 23 марта 1969 года, в канун очередной годовщины провозглашения Советской Башкирии, в торжественной обстановке, в присутствии представителей областного комитета партии и общественности города первый секретарь ГК КПСС Вениамин Константинович Сурин объявил об открытии в Белорецке настоящего историко-краеведческого музея.
Его экспозиции состояли из отделов. За отдел природы отвечала Римма Фёдоровна Коноплёва, заведующая городским отделом образования. Зал истории завода дореволюционного периода был подготовлен краеведом Романом Андреевичем Алфёровым. Здесь же были представлены предметы быта русских крепостных крестьян, работавших на нашем заводе, и башкир, издревле населявших земли нынешнего Белорецкого района.
Третий зал рассказывал о событиях революции и Гражданской войны на территории Белоречья. Автором этой экспозиции стал Ленфрид Григорьевич Борозинец. Зал советского периода был подготовлен Александром Ивановичем Козьминым, редактором газеты «Белорецкий рабочий».

Первым директором музея назначили Гафията Гадиятовича Загитова, он значительно пополнил фонды новыми экспонатами и воспоминаниями. В разные годы большой вклад в развитие музея внесли его руководители - Нина Ивановна Ломовцева и Миляуша Мансуровна Фахретдинова, каждая из которых возглавляла учреждение почти по 20 лет.
В 1990 году начался новый этап в истории музея. Он стал филиалом Национального музея РБ. В этот период собранные экспонаты были упорядочены, учтены согласно требованиям закона о музейных собраниях РФ.
В 2006 году музей преобразован в муниципальное учреждение культуры и осенью этого же года закрыт на капитальный ремонт. В день 245-летия города, 17 июля 2007 года, обновленные залы вновь открыли свои двери для посетителей.

Сейчас у нас оформлено несколько экспозиций: «Природа и этнография», «История горных заводов Белоречья», «Белорецк в первой половине ХХ века», «Зал геологии». В 2023 году открыт «Зал воинской славы». Часть которого - музейный проект «Лица подвига», посвященный белоречанам, погибшим в ходе СВО (реализован на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив).
На сегодняшний день в стенах музея собрано более 14 тысяч экспонатов. Есть среди них и уникальные, например, напольные часы польской фирмы «Modro» 1898 года выпуска, которые находились в доме управляющего заводом, затем в кабинете директора завода. По ним долгое время подавался заводской гудок, извещавший рабочих о начале и конце заводской смены. Среди самых интересных - большое зеркало предположительно второй половины XVIII века в позолоченной гипсовой оправе с растительным орнаментом, привезенное из деревни Арский камень Белорецкого района. По одной из легенд, это зеркало оказалось на Арском с обозом Емельяна Пугачёва. У нас выставлены: набор ажурной парковой мебели, изготовленный на Каслинском заводе в 1900 году; несколько экземпляров холодного оружия знаменитых златоустовских оружейных заводов; фисгармония французской компании Christophe & Etienne второй половины XIX века; оружие времен Гражданской войны; высшие государственные награды СССР - медаль Героя Социалистического Труда А.М. Иноземцева и «Золотая Звезда» Героя Советского Союза Ш.Я. Ямалетдинова. Особую гордость музея составляет минералогическая коллекция, насчитывающая более 300 экземпляров, большую часть которой составляют минералы из частных коллекций инженера-геолога Сигизмунда Куликовского и местных коллекционеров-любителей Алексея Дмитриева и Риммы Коноплёвой.

Сегодня музей является одной из точек притяжения в культурной жизни Белоречья, а также образовательной площадкой для жителей города и района, его гостей. Наши специалисты стремятся идти в ногу со временем, улавливать новые тенденции в развитии музейной сферы в стране, чутко реагировать на запрос социума.
Если говорить о концептуальном содержании работы музея, то в настоящее время на первый план выходит задача по сплочению граждан на основе общей идеи, которая должна быть осознана и близка каждому. Достижению этой цели способствуют приобщение к системе культурных ценностей и знанию истории, формирование гордости за Отечество, за свой край. В этом контексте музей обладает большим потенциалом. Опираясь на историческую память - основу национального самосознания, воздействуя когнитивными и эмоциональными средствами, воссоздавая исторические реалии, вовлекая гостей музейных программ в мир ожившей истории, вызывая чувство сопричастности к значимым событиям прошедшего времени, сотрудники стараются отвечать на современные вызовы.

Остановимся на приоритетных направлениях работы нашего учреждения, на достижениях последних лет. Обновить экспозиции достаточно сложно, а порой практически невозможно, но вдохнуть новую жизнь в музейное пространство, уйти от статичности экспозиций представляется возможным и даже порой необходимым. Сегодня у нас много конкурентов в виде практически бездонных возможностей интернет-ресурсов. Современный посетитель много путешествует, он многое видел, много где бывал. Для небольшого муниципального краеведческого музея справиться с этим глобальным вызовом - одна из первостепенных задач, условие выживания как социокультурного института.
Одним из приоритетных направлений стало смещение акцента с предметных экспозиций и коллекций в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории. Музей перестал быть закрытым академическим институтом, он представляет собой гостеприимное, вдохновляющее и привлекательное публичное пространство.

Главный принцип, которым мы стараемся руководствоваться в своей работе, - «Музей — это нескучно!» Что же делается для этого?
Во-первых, мы значительно расширили сферу услуг, выйдя за пределы наших залов, активно осваивая городское пространство. Разработан целый цикл тематических и авторских
экскурсий по городу и природным памятникам, находящимся в его окрестностях.
В 2021 году музею в оперативное управление была передана главная архитектурная достопримечательность города — водонапорная башня 1916 года постройки. Более пятидесяти лет она стояла бесхозной, пока постановлением администрации муниципалитета не обрела нового хозяина в лице музея. Это тоже был своего рода вызов. Буквально за несколько месяцев здание приведено в порядок, а внутри него создана музейная площадка с оригинальным наполнением. В похорошевшую башню, чей возраст насчитывает более ста лет, потянулись как жители города, так и тысячи туристов из разных уголков страны.
Появление в нашем ведении водонапорной башни подтолкнуло к сбору и систематизации материалов по этому вопросу, что привело к появлению музейного проекта «Водонапорные башни России. Снимаем сами». Сотрудники музея посетили достаточно большое количество аналогичных объектов в разных уголках страны. Отсняли и опубликовали в музейных группах в соцсетях небольшие видеоролики о водонапорных башнях Кронштадта, Екатеринбурга, Троицка, Санкт-Петербурга, Краснодара… Проект, судя по количеству просмотров, имеет большой резонанс среди наших подписчиков, а для кого-то стал стимулом для новых путешествий по стране.

Появление в 2021 году уникального металлического ограждения «Летопись Белоречья» на прилегающей к музею площадке также стало толчком для создания новых экскурсионных проектов и маршрутов. Ограждение представляет собой шестнадцать металлических полотен, объединенных хронологией истории Белорецка. В центре каждого звена находится дата из истории города, с двух сторон от нее — силуэты водонапорной башни и изображение сюжета, иллюстрирующего дату. А вот подробнее о событии можно узнать, либо считав с помощью смартфона QR-код, установленный на каждом звене, либо прослушав рассказ экскурсовода.

Еще один арт-объект - «Эхо железных караванов» - появился на примузейной площадке осенью 2023 года. Он представляет собой конструкцию из трех якорей, два из которых были изготовлены на Белорецких заводах в XIX веке. Как театр начинается с вешалки, так и наш музей начинается с якорей, которые создают прекрасную визуальную отсылку к знаковому явлению в истории развития Белорецких заводов — караванному делу, связанному с вывозом по рекам продукции металлургических заводов в Центральную Россию. Длилось это на протяжении почти 150 лет.

Новация последних лет - активное использование в работе анимации и интерактивности. Не имея возможности регулярно обновлять экспозиции, специалисты музея нашли возможность привлекать все новых и новых посетителей большой и разнообразной интерактивной программой.
Средствами анимации воссоздается историческая эпоха, где персонажи (сотрудники музея и приглашенные в качестве актеров волонтеры) в соответствующих костюмах «оживляют» место и время, наглядно демонстрируют уклад жизни различных социальных групп и народов, населяющих наш край. Такая форма работы оказалась наиболее приемлемой для встреч с учащимися и студентами учебных заведений города и района.
С большим успехом мы реализовали такие интерактивные программы, как «Белоречье — край старинный», «Город былей стародавних», «Башкирии необозримы дали...», «Здесь в звуках курая напев слышен звонкий», «Назад в СССР», «Живая еда наших предков», «Школьные годы чудесные» и другие. На наших программах гости учатся управляться с самоваром, рубить капусту, ткать и прясть, носить воду на коромысле, повязывать пионерские галстуки, петь песни в «орлятском круге», укладывать походные рюкзаки, покупать продукты в купеческой лавке и советском магазине, играть в народные игры, танцевать в хороводе и исполнять различные музыкальные наигрыши на народных инструментах. Очень часто на наших интерактивах гости пекут пироги и печенье, которыми затем сами же и угощаются во время чаепития.

Еще одной из активно внедряемых форм работы по привлечению посетителей стали мастер-классы. Специалисты музея - люди, компетентные во многих сферах. Зиля Абзалова знает всё о войлоковалянии, может научить изготавливать ковры, сувениры, и различные украшения. Любовь Серова обладает целым набором уникальных талантов: может хоровод под русские народные песни организовать, знает огромное количество вариаций на тему изготовления традиционной игровой куклы, козули святочные приготовить с целым классом и любое театральное представление на музейной площадке организовать. Вопрос обеспечения мастер-классов необходимым материалом также решается вполне успешно. Получается очевидная закономерность: чем более интересные музейные программы и проекты мы предлагаем, тем больше средств мы зарабатываем, которые, в свою очередь, идут на укрепление материально-технической базы учреждения.

Традиционно огромную работу музей ведет по сохранению памяти о Великой Отечественной войне, о белоречанах, чей ратный и трудовой подвиг позволил выстоять и победить. В рамках данной работы готовятся публикации, выставки, на регулярной основе проводятся уроки мужества, различные акции в социальных сетях. Например, организован и реализован большой социальный проект «Я расскажу вам...», посвященный участникам ВОВ. Белоречане подготовили видеоролики о воевавших на фронтах родственниках. Этот видеоконтент пополнил архив музея уникальными сведениями о наших земляках, и у нас появился свой «Бессмертный полк».
Традиционные акции «Ночь музеев» и «Ночь искусств» привлекают большое количество посетителей.
Визитной карточкой акций являются театрализованные постановки, посвященные родному городу и знаковым событиям в его истории. Всё большей популярностью пользуются музейные пешие и авто-квесты «Я город знаю, я в нем живу». Разработаны они на цифровых платформах, посвящены главным достопримечательностям Белорецка, известным людям.

В музее уже два года работает детская творческая площадка «Время открытий». В летний период эта услуга оказалась очень востребованной. Посетили площадку более 100 детей. Ребята знакомились с музейными экспонатами, творили, рисовали, участвовали в различных конкурсах и интеллектуальных состязаниях. Опыт оказался очень интересным, но и выявил явную социальную проблему: отсутствие в городе возможности для родителей и детей организованного досуга. Так что музей, можно сказать, освоил новую нишу. Отмечу большую заслугу в организации этой работы сотрудников музея Л.В. Серовой, З.М. Абзаловой, Н.Е. Половниковой, Л.И. Ганиевой, которые максимально творчески подошли к новому делу, а отзывы благодарных родителей являются тому ярким подтверждением.
Белорецк позиционирует себя как туристический край. Посещая музей, гости города зачастую спрашивают: где можно приобрести сувенирную продукцию, купить книги о Белорецке, получить информацию о достопримечательностях города и района? Мы попытались решить эту проблему хотя бы отчасти, создав оригинальную карту-схему «Белоречье туристическое», где разместили информацию о главных природных и культурных достопримечательностях города и района, о туристических базах и зонах отдыха.
Огромная работа была проделана по подготовке к 260-летию города юбилейного книжного издания - «Белорецк 2022». Эту работу коллектив музея выполнял по заказу администрации района и управления культуры. Сбор, систематизация материала, творческий подход и неравнодушие участников рабочей группы позволили сделать очень качественный продукт, который получил признание как у белоречан, так и у гостей города.
Музей разрабатывает линейку собственной сувенирной продукции, которая включает не только небольшие сувениры в виде магнитов, но и книжки-раскраски, шоперы (сумки) с изображением достопримечательностей нашего города, разработаны различные настольные игры, посвященные городу и его окрестностям.
Активно и успешно реализуются разнообразные федеральные и региональные проекты, такие как «Пушкинская карта», «Школьный туризм», «Башкирское долголетие», «Инклюзия в музее», о чем свидетельствуют отзывы участников проектов.

Коллектив музея отличается высокой работоспособностью, творческим подходом к делу, постоянным развитием, что выражается в прохождении различных курсов, участии в семинарах и конференциях, экспедициях по району и за его пределы. Из каждой поездки всегда привозим и по возможности реализуем новые идеи и проекты.
В ближайших планах: издание тематических проспектов, научно-лекционные занятия для целевой аудитории, создание клуба краеведов, работа с различными категориями населения («сенсорные туры», инклюзивные проекты), создание сборника топонимов, топонимической карты, сбор и систематизация легенд и преданий края, участие в грантах и конкурсах, предоставление экскурсионных услуг за пределами музея, систематизация видео-контента о Белоречье, организация полевых экспедиций по району с целью сбора и дальнейшего пополнения музейного фонда, участие в сохранении исторического облика города (разработка информационных стендов, табличек на исторические строения, указателей) и многое другое.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Белорецкий историко-краеведческий музей — это идущий в ногу со временем социальный институт, пространство смыслов, идей и культурных практик.

Елена Миронова, директор Белорецкого историко-краеведческого музея.
Фото Ильи ПАНЧЕНКО и из архива музея.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм https://t.me/belrab

Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Музей — место памяти, пространство смыслов, идей и культурных практик
Автор:
Читайте нас: