Театр, как известно, начинается с вешалки. В гардеробе встречаю Сергея Клочкова. Он в представлении не нуждается: за плечами этого актёра множество сыгранных ролей. Спрашиваю его, какая из них самая значимая?
- Пожалуй, роль в спектакле «Последняя женщина сеньора Хуана», - отвечает он. – Мне самому очень близок образ Хуана, хотя друзья говорили, что у нас с ним мало общего…
- Люди, связавшие свою жизнь с театром, более счастливы, чем все остальные, - присоединяется к беседе Евгений Шабанов, который играет в «Дефиците» уже лет тридцать. - Причем я имею в виду не только актёров, но и зрителей. Театр – это яркий мир эмоций, и в этой стихии человек учится познавать себя.
Последняя мысль представляется мне несколько спорной: полноту человеческого счастья вряд ли можно определять всего лишь театральными рамками. Но в разговор вступает ещё один актёр - Игорь Рыжкин.
- Без театра можно жить? – спрашиваю я его.
- Наверное, можно. Но не нужно!..
Спектакль «В гостях у Мельпомены», который я решил посмотреть в праздничный день – Всемирный день театра - состоит из трёх частей. Это последовательное изложение истории возникновения мирового театра, начиная с древних времен. Причем речь идёт не о каких-то скучных, нудных лекциях, а о весёлых, ярких миниатюрах. Оно и правильно: спектакль для детей, а с ними надо говорить на понятном языке.
В «Дефицит» пришли ученики гимназии № 14. Дети воспитанные.
- Мы очень любим театр-студию «Дефицит», - говорит заместитель директора гимназии № 14 Ольга Трифонова, рассадив маленьких гимназистов по местам. – Перед каждым спектаклем разговариваем с детьми, готовим к встрече с театром, объясняем, как надо себя вести. Стараемся воспитать достойного зрителя!
- На репетиции мы испытываем одно, а на сцене приходят уже иные эмоции, - рассказывает Екатерина Клеянкина, она в спектакле играет Матрёну Ивановну.
Удивительная девушка! Это я не о Матрёне, а о талантливой актрисе. Любой её выход на сцену для меня, как для постоянного зрителя, - всегда событие.
Впрочем, в «Дефиците» нет дефицита талантливых людей.
- Театр будит в людях человеческое, - говорит Арсений Копьёв, в одной из миниатюр он исполняет роль Пьеро. – Театр меняет мир к лучшему.
Режиссёр Андрей Жеряков уточняет, что в этом сезоне в «Дефиците» состоялись уже четыре премьеры:
– Новогоднюю сказку, которую мы возродили, тоже можно считать премьерной. Потом был спектакль «Поверь в свои крылья» молодёжной студии театра. И вот теперь – ещё два.
- Юный артист Арсений только что мне сообщил, что театр призван менять человека к лучшему.
Андрей Васильевич тут же подхватил эту мысль:
- Любой человек ценит то, на что затрачивается. А эмоции, которые выплеснул во время просмотра спектакля, - это тоже затраты! Значит, очень ценны... Чем больше человек испытывает эмоций, тем лучше становится. Так что Арсений прав.
- Ребята, не забывайте о паузах! - даёт наставление студийцам Юлия Жерякова, режиссер «Надежды Дефицита» и постановщик спектакля.
Юлия Геннадьевна объясняет, что смысловые паузы столь же необходимы, как пробелы в письменном тексте.
Помните сказу о Колобке?.. А теперь представьте, что этот персонаж попадает… в Древнюю Грецию. Причем даже не попадает, а рождается в античном мире. Тут сказка начинает звучать по-другому. Колобок в этом изложении - высокомерный тип, возомнивший осчастливить весь мир. Ему скучно помогать ближнему конкретными делами, он нацелен на глобальные перемены. Колобок отрекается от своих сказочных друзей и в итоге погибает. На мой взгляд, мораль проста: легко любить всё человечество, но трудно полюбить соседа…
После этой миниатюры можно прийти к интересным выводам: таких Колобков нынче множество! Разве не так? Посмотрите на всех этих блогеров, экспертов, аналитиков и политологов. Ведь у нас даже таксисты знают, как руководить государством, с какого фланга наступать и в кого веровать. Все с лёгкостью говорят о глобальном, но если спросить, почему их машина грязная, а в салоне накурено, тут же наткнёшься на конкретное хамство.
Следующая миниатюра посвящена театру эпохи Возрождения. Персонажи соответствующие: Арлекин, Пьеро, Коломбина. Пьеро, как всегда, грустит: «Себя, друзья, мне очень жалко, я очень много слёз пролил. Вот порвалась моя скакалка, а ведь я так её любил…»
А если отталкиваться от образа весёлого Арлекино, то вполне гармонично эта миниатюра перетекает в следующую сценку, где представлен русский балаганный театр скоморохов.
Мне милее всего именно такие представления. Главный герой здесь – русский Петрушка. Вот его разговор с заезжим иностранцем.
- Окей! – говорит он Петрушке.
- Я тебе не лакей! - слышит в ответ.
Далее еще патриотичнее:
- Вас ис дас? – не унимается «немец».
- Вот тебе по-русски в глаз! – провозглашает Петрушка.
Обойдемся без комментариев, но, согласитесь, вопрос актуальный. Я, например, не могу приучить своих друзей говорить со мной по-русски в социальных сетях: они упорно пишут мне вместо согласия «ок».
Хотя тема, заявленная в миниатюре, конечно же, шире и многообразнее, чем вопрос о чистоте русского языка.
- Театр в первую очередь учит быть человеком! – провозглашают участники спектакля и дружно выходят на сцену под аплодисменты зрителей, которые не жалеют своих маленьких ладошек.
Игорь Калугин.
Как всегда: в самое сердце!
Взрослый актёрский состав театра «Дефицит» представил премьеру комедийного спектакля «Цирк, да и только».
В основу постановки легла пьеса драматурга Андрея Иванова. Это история о двух сёстрах, которые не виделись 13 лет, ведь одна из них уехала жить в большой город и стала настоящей бизнес-леди. А другая - простая и открытая девушка - приехала к своей сестре из деревни с огромными сумками гостинцев. С этого всё и начинается.
Рассказывает Андрей Жеряков, режиссёр театра:
- Главная извечная проблема - конфликт города и деревни и все вытекающие отсюда обстоятельства. Люди всегда стремятся улучшить свою жизнь – это нормально. Правда, при этом часто попадают в комичные ситуации.
А сегодня, в наше непростое время, зрителям нужна комедия. Выпуская спектакль, как всегда, волнуемся, но надеемся, что всё будет хорошо.
Центральной темой спектакля стали мошеннические операции, в которые впуталась городская сестра. Благодаря динамичному и увлекательному сюжету постановка держит зрителя в напряжении от начала до конца.
- Когда человек, стремясь чего-то достичь в жизни, попадает из деревни в городскую среду, это не всегда приводит его к успеху. Да и нравственные корни, которые сохраняются у жителей провинции, часто конфликтуют с реалиями современной жизни столиц. Мы стараемся на это посмотреть со стороны, посмеяться и ещё раз призвать не попадаться на уловки мошенников, - сказал режиссёр.
Комедия вобрала в себя и другие жанры - клоунаду, драму, сатиру и даже абсурд. Такая многослойность делает спектакль ещё интереснее и позволяет зрителям не только от души посмеяться, но и задуматься о важном.
Вот как оценили премьерные показы зрители.
«Очень здорово! Хочется пересмотреть, как перечитать хорошую книгу. Смеялись и плакали. Светлана Балбекова».
«Восторг! Игра актёров всегда на высоте. Молодцы! Обожаю «Дефицит». Была в первый день премьеры, теперь желаю посмотреть спектакль в другом составе. Юлия Медведева».
«Как всегда: в самое сердце! События в жизни порой разыгрываются настолько лихо, что запутываешься в том, что важнее: отношения с родными тебе людьми или стремление к жизни, наполненной высоким статусом, благополучием. Заполучив желаемое, нужно держать марку, ежедневно надевая маску. К чему эта гонка приведёт? А как же мы сами, что останется без этих масок и фальши? Теряем себя настоящих: таких простых, открытых на эмоции, умеющих ценить каждый день жизни. И совсем неважно, живёшь ты в мегаполисе или в деревушке… Важно помнить, что в любой ситуации тебя поймут, поддержат и примут такой, какая ты есть, только близкие. Потому что нет ничего крепче сестринской любви!
Рада, что финал сложился лучшим образом для героинь - двух сестёр. Спасибо большое за подаренные эмоции. Творческих успехов! Ирина Аверьянова».
Алия Тихомирова.
Фото Антона АНУЧИНА.
Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» https://t.me/belrab