+1 °С
Снег
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Культура
5 Февраля 2023, 17:45

Песня про донского казака

Для любителей поэзии выход новой книги «Емшан-трава – казачья доля» Вячеслава Донского – событие важное. Ведь им посчастливится познакомиться не только с наполненными глубоким смыслом стихо-творными строками, но и культурой казачества, а также погрузиться в историю России. Именно поэтому новый сборник будет интересен широкому кругу читателей

Песня  про донского казака
Песня про донского казака

удут искренне благодарны автору за те открытия, которые совершат.
Презентация новой книги поэта состоялась в читальном зале центральной библиотеки. От имени администрации города и района с юбилеем и выходом новой книги Вячеслава Донского поздравила директор ЦБС Л.В. Кузьмина и вручила ему Благодарственное письмо. Очень тепло поздравляли автора коллеги по литобъединению «Плавка», представители прессы, читатели.

Казачьи легенды… Много ли мы их знаем? С ходу, пожалуй, вспоминается лишь об атамане Степане Разине. Между тем эти произведения устного народного творчества составляют сокровищницу культуры нашей страны. И как же здорово, что в поэзии Вячеслава Донского они получают второе рождение! Основа нового сборника «Емшан-трава – казачья доля» состоит как раз из стихотворений, написанных по мотивам казачьих легенд.
Поэма «Сары Азман» про гордого и смелого человека, первого атамана донских казаков. Именно он упоминается в исторических документах. Кажется, не было силы, которая смогла бы сломить атамана. Он умён, расчётлив, бесстрашен. Немудрено, что, по поверью, именно с него и начался казачий род.
Как известно, казаки – люди, чтящие прежде всего свободу. За что нередко и платили самой дорогой ценой. «Царский подарок, или Поединок казака с Петром I» как раз об этом.

В стихотворении рассказывается, как царю пришла в голову мысль побороться на кулаках с простолюдином. Ясное дело, соглашаться на бой с царём народ не торопился. И тогда вперёд вышел казак, который предпочёл стоящему на кону царскому кафтану совсем иное.
Одари меня ты вольной волей,
Чтоб товарищем лишь ветер был,
Чтоб гуляли мы в степном раздолье,
На двоих расправив пару крыл.

Надо сказать, самодержец, оказавшийся побеждённым, согласился с выбором казака. Правда, награда его была страшна…
А как же вышеупомянутый Степан Разин? Атаману войска Донского в сборнике посвящено не одно произведение. Так, в поэме «Выбор» перед читателем предстают думы и дела Степана Тимофеевича. Каждая строка говорит о том, что атаман – человек бесконечно преданный народу и родной земле. «Прощальное слово Степана Разина» – ещё одно тому подтверждение.
Эх, Рассея – мать и мачеха, с глаз солёная вода,
Мне с тобою жизнь – не ахти как, без тебя – совсем беда!

Примечательно, что, говоря о прошлом казачества, Вячеслав Донской придерживается точных исторических данных. В поэме «Азов» он восстанавливает картину осады Азовской крепости турками в 1641 году. Можно только представить, сколько было проведено предварительной работы – кропотливой и скрупулёзной – прежде чем произведение дошло до читателя. Кстати, отличная идея для тех, кто ничего не знает об этой странице истории: прочтите поэму – это намного интереснее сухих энциклопедических данных!
Сборник «Емшан-трава – казачья доля» удивителен тем, что, познакомившись со стихотворными строками раз, хочется перечитывать их вновь и вновь. Поэмы «Чайка», «Бессмертник», «Две сестры» рассказывают о великой любви и самопожертвовании. «Сказ о бочке и бочонке» – об алчности и великодушии, «Песня о степном орле» – о победе жизни.

Думаю, читателю предстоит узнать и немало нового. К примеру, что Дон-батюшку, «родимого кормильца» казаков, величают по отчеству – Дон Иваныч. Почему? Ответ на это найдётся в сборнике Вячеслава Алексеевича.
Не забыты автором и казачьи песни. По их мотивам родились красивые строки. Отдельно можно выделить стихотворения, посвящённые малой родине автора – хутору Черкесовскому. Вот уж где строки дышат неподдельной теплотой и сердечностью! Да, в них слышится грусть, но это нормально: увы, невозможно вернуть ни детство, ни тех людей, что были рядом…

С трепетом читается стихотворение «Хутор Черкесовский. Байка». Всего-то пять строф, а какая силища в них заложена!
Он не знал ни одной молитвы
И не верил святым словам.
Ну а тут кровью с губ разбитых:
– Помоги, если слышишь, мам!

Кто из нас не произносил подобных слов и не получал помощи от своих матерей, в том числе тех, которых уже нет в живых?..
И уж если речь зашла о любви – именно ею пронизаны все произведения сборника. Любовь к родной стороне и людям её населяющим, любовь к жизни сегодняшней и той, что будет у наших внуков.

И эхом отзываются строки из поэмы «Сары Азман», звучащие как напутствие ныне живущим и следующим поколениям:
Чтобы лились песни звонко
Прямо к Божьим небесам,
Чтоб жилось в родной сторонке
Внукам лучше, чем дедам!
А ещё этот сборник – кладезь старинных слов! Кто сможет сразу растолковать такие понятия, как «зрада», «вдосыть», «исполать»? Но не стоит пугаться: Вячеслав Алексеевич - человек предусмотрительный. Автор сделал примечание на каждое слово, которое современный читатель может не знать. Так что расширение кругозора гарантировано.

Татьяна Кожевникова.

Вопрос
(по мотивам казачьей легенды)
Как-то раз в степи Донецкой,
Где лежал на Крым большак1,
Встретились паша2 турецкий,
Пан вельможный3 и казак.

Поначалу заискрились
Недоверием глаза.
Чуть по чуть разговорились,
И ушла с души гроза.

Знать, не для лихого боя
Свёл тогда их вместе Бог.
Так и ехали гурьбою
До распутья трёх дорог.

Перед тем, как ввек расстаться
И уехать в отчий стан
(Может странным показаться),
Вдруг спросил сановный4 пан:

– Вы, сопутники, ответьте
На один простой вопрос:
Что милей всего на свете?
Но подумайте всерьёз.

Гладя свой живот огромный,
Словно подвиги верша,
С лёгкой сонною истомой
Важно проворчал паша:

– Что тут думать?!
Нет сомненьям!
Мой ответ уже готов:
Безо всяких размышлений –
Это жирный вкусный плов!

Съешь щепоть,
и – сердце млеет,
Съешь другую – сердце мрёт.
И иначе солнце греет,
И приятней дрозд поёт.

Вновь запшекал5
пан вельможный,
Будто проглотил пшено:
– Жирный плов –
весьма возможно,
Только здесь одно есть «но».

Не растёт рис в землях этих,
И не наша в том вина.
Мне ж милей всего на свете
Чарка доброго вина!

Побежит оно по жилам,
Озаряя каждый шаг.
Тут хоть недруга на вилы,
Хоть с принцессой в краковяк6.

Загалдели пан с пашою –
Разногласье жжёт в груди.
Так, глядишь, и к мордобою
Распря7 может привести.

Посмотрел казак с усмешкой
На попутчиков своих:
«Тут, как ни поставишь вешку8,
Всё равно выходит свих».

– Не слыхал такого вздора
Отродясь я, хоть убей!
Вижу пьяницу с обжорой,
Да не вижу здесь мужей.

Как бы ни манили в дали
Окрылённо корабли
И в обраде9, и в печали
Нет милей своей земли.

Пусть в чужбе10 синее море,
Шире степь и дольше зной,
Только мне и плов там горек,
И чихирь11 – вода водой.

То ли здесь, в стране бедовой,
Что как будто мать родна,
Даже корка смачней плова,
И вода – вкусней вина.

И не тратя больше слова
(Только клином
выбьешь клин),
Подхлестнул казак гнедого
И продолжил путь один.
1 Большак – большая дорога.
2 Паша – высокий титул в политической системе Османской империи.
3 Вельможный – знатный, родовитый.
4 Сановный – занимающий высокое положение в государстве.
5 Запшекал – здесь - заговорил; в польском языке очень часто встречается сочетание «пше».
6 Краковяк – быстрый польский танец.
7 Распря – здесь, спор.
8 Вешка – шест для указания пути.
9 Обрада – радость.
10 Чужба – чужбина.
11 Чихирь – молодое вино.

У высохшей излуки
(по мотивам казачьих песен)
У высохшей излуки
В ковыль-траве седой,
Вразмёт раскинув руки,
Лежу я молодой.

Достала пуля-зрада*,
И рана тяжела.
Но забирать не надо
Ни шашки, ни седла.

Неслышно шепчет ветер,
Вздыхая надо мной,
О том, что всё на свете
Давно предрешено.

Но верю твёрдо в чудо
Своей судьбе назло:
Что буду жив, покуда
Есть шашка и седло.

Горчит листок полыни,
Запёкшись на губе.
И, стало быть, доныне
Жизнь продолжает бег.

Напрасно ворон кружит,
Расправив синь-крыло.
Ещё не раз послужат
Мне шашка и седло.
* Зрада (малорос.) – измена, предательство

Бударино
Я вновь стою на улице
Киквидзе,
Гляжу тайком
на опустевший дом.
И сердце биться
начинает птицей,
И к горлу подступает
сладкий ком.

Дом бабушки –
дом радости и света.
Я знаю в нём на ощупь
каждый гвоздь.
Сюда отец «ссылал»
меня на лето,
Но здесь я был всегда
желанный гость.

Под вольные казачьи
переливы,
Среди живых
бесхитростных людей
Я рос, как колос,
набираясь силы
У этих вдаль
уткнувшихся степей.

Я пас коров,
чинил в загонах крыши,
Косил траву
у рельсовой черты,
А по ночам
с ватагою мальчишек
Курил махорку, обносил сады.

За баловство, конечно,
попадало
(Так, для порядка.
А иначе как?!)
Меня «гиеной»
бабушка пугала,
А дед с усмешкой говорил:
«Казак!»

Но день настал,
и упорхнуло детство,
Растаяло, как в небе сизари,
Оставив на прощание
в наследство
Тот тихий, неизбывный
свет зари.

Попью воды
из старого колодца,
Плесну на тополь,
не сочтя за труд.
И сердце снова
радостью зайдётся,
И годы, словно листья, опадут.

И кажется:
постой ещё немного,
И дверь с напевом
распахнётся в свет,
И бабушка, замешкав у порога,
Мне улыбнётся
ласково в ответ.

Поседели ковыли...
Поседели ковыли,
Поседели,
Будто облако свели
На кудели,

Будто выпал, как во сне,
И до срока
В чистом поле белый снег
Одиноко.

Ни полёта, ни пути,
Ни предела…
Только ветер шелестит
Флагом белым.

Поседели ковыли,
И туманы
Клонят стебли до земли
Утром ранним,

Клонят лето от цветка
До покоса,
До последнего витка,
До вопроса,

На который никогда
Не отвечу.
Может, это – не беда,
Просто – вечер.

Поседели ковыли...

Поседели ковыли,
Поседели,
В русый волос мне вплели
Песнь метели.

Не стряхнуть её долой.
Боль до хруста.
Проросла она травой
Густо-густо.

Выйду в поле. Над жнивьём
Запах спелый.
Скоро стану ковылём
Белым-белым.

Песня  про донского казака
Песня про донского казака
Автор:
Читайте нас: