+6 °С
Облачно
75 лет Победы
Все новости
Культура
16 Февраля , 15:25

Как флейта подружилась с тромбоном

К 70-летию Детской музыкальной школы

Давно хотел написать о молодых педагогах музыкальной школы, активных, ярких, талантливых. И вот, случайно проходя мимо, я услышал из приоткрытого окна музыкалки звуки флейты. Хотя, быть может, это была вовсе не флейта. Но я всё равно зашёл.
Сорок с лишним лет назад я тоже изучал сольфеджио и музыкальную грамоту. Что помню из того времени? Лица педагогов, в большинстве своем их уже нет с нами; валенки, которые надо было отряхивать веничком около входа; портреты композиторов «Могучей кучки» на стене. Музыкалка находилась в бывшем купеческом доме… А еще в память навсегда врезались термины: терция, квинта, кварта. Помню свою учительницу Лялю Ахметовну Бакиеву, бесконечно добрую женщину небольшого роста. Она полностью оправдывала своё теплое имя. «Ля-ля-ля», - напевала она, следя за моими неумелыми пальцами, которыми я долбил по клавишам старого пианино «Октава».
Сегодня школа другая. Не в плане простора аудиторий и их современного наполнения, а… Как бы это понятнее выразить? Изменились лица учеников, в них выразилась бурлящая ритмика текущего века. И это, конечно же, касается не только учеников музыкалки, а всех прочих учебных учреждений.
Посмотрите на современных школьников: они не приучены ходить строем и рано проявляют индивидуальность. Они напичканы информацией и не боятся иметь свое мнение. Они напрочь практичны и внутренне свободны. Порой кажется, что осваивать гаджеты они начинают раньше, чем говорить. Пусть советская система образования считается качественно непревзойденной, но, мне думается, советский школьник в сравнении с нынешним выглядит, как неандерталец...
- Дети всегда одинаковы, - тихо возражает Резеда Асгатовна. - Надо просто найти подход к каждому…
Знакомьтесь: Резеда Румянцева, преподаватель музыкальной школы по классу флейты. Она несколько растеряна: корреспондент газеты явился на ее урок. О флейте я знаю только то, что это совсем не баян. У меня всегда куча дежурных вопросов, но сегодня я не знаю, с чего начать.
- Сыграйте, пожалуйста… - прошу Резеду Асгатовну.
Она изящно берет инструмент (именно изящно!). Звучит мелодия. Тихая, как дыхание лугового ветерка…
- Спасибо, - искренне благодарю исполнителя.
У Резеды Асгатовны лучистые глаза (как у моей Ляли Ахметовны). Она рассказывает, что такое флейта. Признаться, я думал, что этот инструмент, способный воспроизводить столь утонченную нежность звуков, весьма сложный по своей конструкции. Но, оказывается, всё просто: по большому счету флейта отдаленно напоминает курай. Да-да! Принцип тот же: трубка служит резонатором, клавиши определяют тональность звучания.
- Кстати, есть кураисты, которые могут играть на уровне звучания флейты, - говорит Резеда Асгатовна, - главное, быть одним целым со своим инструментом.
Спрашиваю ее о целях, которые она ставит перед собой. Странно, но педагог не поднимает в своей работе известную планку, когда дети должны непременно побеждать в конкурсах. Не в этом ее критерий! Главное - научить детей чувствовать музыку. Хотя кто-то из учеников уже может изрядно удивить искушенных музыкантов и простых слушателей.
В класс заходят ученица и концертмейстер. Начинается урок. Девушка с чудесным именем Назгуль готовится к очередному конкурсу, который в этом году будет проводиться дистанционно. У нее уже есть победы, но, отвечая на вопрос, собирается ли Назгуль связать свою жизнь с музыкой, юная флейтистка лишь пожимает плечами.
- Она очень старательная, - говорит о своей ученице Резеда Асгатовна, раскладывая ноты.
Звучит удивительно трогательная и проникновенная мелодия Салавата Низамутдинова «Свет очей моих».
Позже к Назгуль присоединяется еще одна ученица - Виталина. Они играют дуэтом: легко, воздушно, грациозно.
В коротком перерыве концертмейстер Лилия Харисовна Хубетдинова рассказывает мне о работе с этим классом:
- Люблю аккомпанировать флейтистам! Флейта звучит так, как будто душа человеческая поёт… Я купила себе блокфлейту, но из-за нагрузки пока не смогла освоить этот инструмент.
Прощаюсь с флейтистами, которым я сегодня несколько сломал занятия своим вторжением.
Музыкальная школа живет полной жизнью: из аудиторий разносятся звуки фортепиано, баяна и других инструментов. В концертном зале проходит урок Александра Сергеевича Румянцева. Это супруг Резеды Асгатовны... Его ученик на сцене старательно выдувает заученную мелодию. Аккомпанирует Нина Вячеславовна Клочкова. Мальчишка явно старается, тем более что в зале появился неожиданный зритель в моем лице. Он так усердствует, что через минуту протягивает:
- Губы устали, Александр Сергеич…
Педагог ведет меня в класс духовых инструментов.
Никогда не держал в руках тромбон! Александр Румянцев рассказывает об этом инструменте.
- Вот это кулиса, - он показывает на подвижную часть тромбона, с её помощью извлекается звук.
Преподаватель тут же исполняет мелодию песни, которая узнается с первых нот. Помните замечательного Георга Отса? «Слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою…»
У Александра Румянцева тоже есть талантливые ученики, впрочем, он, как и его супруга, не ставит перед собой победные цели. Помимо тромбона, преподаёт игру на саксофоне и трубе. А еще супруга увлекла его игрой на флейте, так что теперь он тоже ведет класс юных флейтистов. Духовики - народ демократичный: они весело и быстро переходят от одного духового инструмента к другому. Кстати, забыл сказать, что Резеда Асгатовна в процессе своей работы освоила игру на саксофоне, и теперь у нее есть свои ученики-саксофонисты…
Супруги Румянцевы родом из других районов нашей республики, после учебы в Уфе решили связать свою жизнь с белорецкой музыкальной школой.
Александр Сергеевич торопится на урок. Скоро отчётный концерт. В этом году он призван быть очень ярким: музыкальной школе исполняется 70 лет.
В коридоре встречаю завуча, Валерия Владимировича Климчинского, о котором недавно вам рассказывал.
- Румянцевы - очень талантливые педагоги и просто светлые люди, - говорит Валерий Владимирович. - Я думаю, у них большое будущее. Скажу без преувеличения: они - наше главное приобретение последних лет.
Игорь Калугин.
Фото автора.