Новый продукт тандема Эрнст - Кравчук призван рассказать о событиях холодной зимы 1825/1826 годов, когда членами тайных обществ были подняты два восстания: выступление на Сенатской площади Санкт-Петербурга и бунт Черниговского полка.
Про то, что в кино можно будет «увидеть декабристов», я узнал месяц назад – где-то на просторах ютуба вылез прикреплённый трейлер. Трейлер, надо сказать, понравился. Но когда министр культуры В. Мединский заявил, что фильм стоит включить в школьную программу – я напрягся. Слишком сильны воспоминания о том несказанном разочаровании, которое испытал в 2017 году при просмотре «Викинга». Помнится, тогда с телеэкранов тоже говорили о том, что по фильму продюсера К. Эрнста и режиссера А. Кравчука можно учить историю Руси, а В. Путин, после премьеры, даже обещал его пересмотреть еще раз. Мало того, что тогда авторы переврали (хорошо: «переосмыслили») историю, рассказанную Нестором в «Повести временных лет», так еще и сняли скучное унылое кино. Под такое кино, наверное, засыпать хорошо, если на старости лет бессонница мучает. И вот, держа в голове эти мысли, я отправился смотреть новый фильм.
В отличие от «Викинга» «Союз спасения» оказался не скучным.Во-первых, благодаря тому, что режиссер параллельно показывает ход двух выступлений, фильм получился достаточно динамичным. Зритель одновременно следит за событиями 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и мятежом Черниговского полка, случившимся две недели после. Во-вторых, порадовал актерский состав. Павел Прилучный неплохо сыграл Павла Пестеля: он получился жесткий, целеустремленный и бескомпромиссный. Леонид Бичевин сумел показать стойкость Сергея Муравьёва-Апостола. Кондратий Рылеев в исполнении Антона Шагина, на мой взгляд, вообще лучшая роль актера со времен «Стиляг». Также нельзя не отметить отсутствие в касте фильма Козловского и Петрова – мелочь, а приятно.В-третьих, интересным оказался саундтрек. Инструментальные каверы на старые рок-хиты были к месту и времени. «Прогулки по воде» группы «Nautilus Pompilius» явная аллюзия между поисками спасения апостола Андрея и поисками предназначения Сергея Муравьёва-Апостола. Цоевское «Дальше действовать будем мы» на фоне Черниговского мятежа тоже интересная находка. Несколько выбивалась «Сансара» Басты, но и молодым надо услышать что-то своё. Вот если бы в конце фильма «Спокойная ночь» Цоя заиграла, было бы совсем интересно: «Я ждал это время, и вот это время пришло, те, кто молчал, перестали молчать». Впрочем, судя по тому, как преподносится в фильме восстание, такие аллюзии авторов пугают.
Что касается вопроса «Можно ли по фильму учить историю?», то мой ответ: «Нет». И дело не только в том, что реальная организация «Союз спасения» к моменту основных событий киноленты престала существовать (он был распущен еще в 1818 году). Дело в том, что история – это не даты в уголке экрана (в фильме они присутствовали), история – это причинно-следственные связи. Вот этих связей в фильме то и не хватает. О какой конституции кричали на окровавленной Сенатской площади восставшие? Из фильма это совершенно непонятно. В кинозале люди переговаривались: «А чё они хотят? Какой конституции и свободы?». Зачем повел в поход на столицу Черниговский полк Сергей Муравьёв-Апостол? Ответ фильма: император Александр одиннадцать лет назад с ним не выпил шампанского во взятом русскими войсками Париже. Ну, смешно же, право. Да, я понимаю, что раскрыть все причины декабристского движения в художественном фильме сложно. Так покажите основное: всё правление Александра Благословенного – это период обманутых надежд. Двадцать с лишним лет царь сидит на престоле и кормит народ обещаниями воли, но так и не дает её. И земли к России присоединили, и международный авторитет подняли, а ¾ населения страны, победившей Наполеона, как были крепостными, так и остались. Крепостное право начала 19 века – по своей сути рабство. Именно в этот период эксплуатация помещиками своих «людишек» достигает пика. Крепостной крестьянин до шести дней в неделю отрабатывает барщину; на базарных площадях людьми торгуют, как скотом: ребенка можно продать отдельно от родителей, а жену от мужа… Это нынешний председатель Конституционного суда РФ В. Зорькин называет крепостничество «главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации», а вот получивший в 1812 году шпагу с надписью «За храбрость» декабрист Владимир Раевский считал это главным позором великой нации. Он писал: «Не честолюбие, но патриотизм управляет мною. Могу ли видеть порабощение народа, моих сограждан, печальные ризы сынов отчизны, всеобщий ропот, боязнь и слезы слабых, бурное негодование и ожесточение сильных и не сострадать им?».
Мужество переступить личные интересы и несправедливый закон ради блага народа и Отечества - вот что продемонстрировали нам декабристы. Жаль, фильм нам этого не показал. Ну ничего, надеюсь, мы с вами все это еще обязательно увидим.