+13 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Дела коммунальные
4 Декабря 2018, 14:35

Когда не платят за жильё

В десятке сложнейших городских тем уже давно закрепилась проблема квартирных долгов и хронических неплательщиков. Работой по их взысканию с переменным успехом занимаются руководители, юристы управляющих компаний и МУП ЖСЦ. На прошлой неделе в составе бригады «взыскателей долгов» поучаствовал и наш корреспондент.

Слово «бригада» в нашем случае звучит несколько амбициозно, поскольку в двери должников в тот день настойчиво стучали всего двое - специалист ЖСЦ Мансур Ахмедин и судебный пристав-исполнитель Белорецкого межрайонного отдела судебных приставов Ахмед Марзиев. Ахмед открывает свой список, планируя за два часа посетить полтора десятка адресов в центре города и в районе Больничного городка.
Первый дом по улице Косоротова. Воспользовавшись тем, что из подъезда выходят люди, заходим внутрь и поднимаемся на третий этаж. Дверь искомой квартиры забрызгана известкой, на ручке двери - мешочек с платежками, что свидетельствует о ее необитаемости. Недолго и безуспешно стучим, после чего начинаем беспокоить соседей по площадке. Ахмедин присматривается и обнаруживает шуруп, ввинченный в зазор между металлической дверью и косяком:
- Видишь? Завернули, чтобы никто не смог открыть.
- Я их давно не видела, - отзывается пожилая женщина из соседней квартиры. - Три года здесь не живут. Бабушка у них оставалась, да умерла она. Написала наследство на сына, а он здесь не появляется.
– 160 тысяч рублей долг за этой квартирой, - уточняет сумму Ахмедин. - Это уже сейчас накопилось, а по судебному решению было 50 тысяч.
Пристав тем временем отмечает у себя в списке: «Объявить должника в исполнительский розыск».
- Если удается установить официальный источник доходов должника, то выносится постановление о взыскании из заработной платы или пенсии. Направляются и обновляются запросы в регистрирующие органы: РОСРЕЕСТР, ГИБДД и другие.
Двигаемся дальше.
- Вчера вот так же стучали, - рассказывает по дороге Марзиев, - женщина отозвалась, но услышав, что пришел судебный пристав-исполнитель, сказала, что ее закрыли. Открыть дверь она не может и по-русски не понимает. Оставил повестку, на следующий день пришла в отдел с квитанцией, оплатила задолженность полностью. Другой должник ругался с нами, что в счет погашения жилищного долга сняли с его банковской карты 25 тысяч рублей. Оказывается, он взял в банке кредит 50 тысяч рублей на лечение. Хотел съездить в санаторий, а деньги сняли. Человек пришел, объяснил, пошли навстречу и вернули ему половину суммы.
Очередная необитаемая квартира нам встретилась в доме № 5 по той же улице. Поднялись на четвертый этаж, стучим.
- Долг 165 тысяч рублей, – информирует Ахмедин.
Здесь прописаны два брата, за ними числится квартира матери. Где они находятся, никто не знает. И эта дверь наполовину забрызгана краской. Ответила нам также бабушка-соседка:
- Мать у них умерла, сыновей её давно не видела. И старшего по подъезду у нас нет.
Оставили повестку, на следующий день один из братьев-должников явился и полностью погасил задолженность.
- Поехали в Больничный городок. Давно не были у… - судебный пристав-исполнитель называет несколько фамилий должников. - В последнее время сведения в «Росреестре» либо не предоставляют, либо дают ошибочные, - жалуется на эту службу Марзиев. - Не всегда получается наложить запрет на регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, чтобы должник перед возможной продажей квартиры сначала рассчитался по долгам.
По пути проверяющие сверяют суммы оплаты и долгов.
- Если должник работает и оформлен, то найти его нетрудно. Сложнее, когда люди работают неофициально, зарплату получают по серым схемам. Предприниматели, к примеру, любые долги после первого предупреждения платят: ему машину надо брать или оборудование, он тут же оплачивает платежки. Если в квартире живет получатель пенсии, мы в Пенсионный фонд отправляем информацию. Бывает, до половины пенсии в счет долгов снимают.
Проникнув в очередной подъезд, заглядываем в список пристава и стучим в сохранившуюся с советских времен дверь. Далее следует диалог:
- Здесь проживает гражданин Д.?
– Нет!
- А вы кто?
- Я его мать.
- Лицевой счет на нем, почему за квартиру никто не платит? Задолженность у вас.
- Денег нет. Пенсия маленькая, 12 тысяч.
- Где сын работает?
- Не знаю, ребята.
- Звоните сыну, знаете же его телефон!
Бабушка звонит, но сын не отвечает.
- Я одна тут осталась, никто не помогает. Пятеро детей, а помочь некому. Мне бы дали комнатку. Квартира большая, не приватизированная, они все тут прописаны. Я им говорила, чтобы выписались. Говорят: «И выписываться не будем, и платить не будем!» Вот и весь ответ. Плачу только за газ, воду, свет. В этот раз даже на таблетки не хватило. Года три назад все было нормально, долгов не было, документы собрала на приватизацию. А теперь я никуда не хожу, со мной внуки дочери, скоро сын из тюрьмы приедет. Может, работу найдет, пусть он и занимается. А сколько я должна?
- Нельзя на самотек пускать, жильем надо заниматься, - Ахмедин по телефону уточняет сумму долга. - У вас за горячую воду много берут. Вы давно не сверялись? Контролеры должны ходить каждые три месяца, пусть посмотрят счетчик по факту и акт напишут.
- А где остальные четверо детей? - спрашиваю у многодетной матери.
- Дочь с семьей в Тирляне, еще одна в Белгороде, а одна здесь, но ко мне вообще не ходит. Сын, в Магнитке который, приезжает редко…
Пристав участливо советует бабушке не расстраиваться и записывает адрес и телефон магнитогорского сына.
- Ох-хо-хо, - вздыхает бабушка, закрывая дверь. - Был бы жив дед, все было бы по-другому…
- Пойдем в девятиэтажку, - выбирает следующий адрес Ахмедин. - Здесь людям квартиры предоставили после наводнения в Тирляне. Живут и не платят. Советуем продать жилье и взять с меньшей площадью, не решаются.
… Убитая квартира на первом этаже, запах и состояние стен свидетельствуют о серьезных проблемах в семье. Перед нами с виноватой улыбкой топчется явно нездоровый мужчина. Жена побежала в одну из комнат за последними платежками.
- У вас только пени на 70 тысяч, вы зайдите в управляющую компанию, посоветуйтесь с ними.
- Мы здесь трое остались, не работаем, живем на пенсию. Счетчики у меня все есть, почему с нас по семь тысяч берут? Я каждый месяц показания передаю. Мне Дубинин разрешение на субсидию дал. Но субсидию первый раз дали, а с июня по суду удерживают по восемь с половиной тысяч, – со знанием вопроса тараторит хозяйка.
- Подойдите в бухгалтерию, узнайте. Если вы платите, то управляющая компания должна снять часть пени или всю. Сумма долга станет меньше.
- В таких квартирах кроме старенького телевизора, тапочек и носков ничего не опишешь, - завершает обход Больничного городка Марзиев.
Далее решаем посетить гражданку Б. в девятиэтажке-общежитии по ул. Маркса, 77.
- Долгов по судебному решению у неё осталось 18 тысяч, на апрель было 45 тысяч, - по пути рассказывает судебный пристав-исполнитель. - Но теперь платить она отказывается. Говорит, что в комнате холодно, услуг – никаких. Отправляли запрос на работу, оттуда пришел ответ, что она там уже не работает. Общались на повышенных тонах: нервы у нее не выдерживают.
И вот мы уже накручиваем круги, поднимаясь по обшарпанной лестнице на девятый этаж. Там не сразу находим искомую дверь, поскольку лишь на одной из десяти обнаружили номер. Стучим. Покой пустого, но залитого светом этажа нарушает заливистый лай собак из соседних комнат.
- Здесь только в моей картотеке примерно 25 должников, - листает свой список Марзиев. - За восемь месяцев работы ни разу никого не застал дома. Прописаны, но не живут. Большинство сдают эти комнаты, друг по дружке передают информацию о долгах. Как только с их банковских карт начинают списывать деньги, могут прийти погасить часть долга.
На этом объезд должников по квартирной плате был завершен. Итоги работы бригад по взысканию долгов подвел директор МУП ЖСЦ Николай Курочкин:
- Если в прошлые годы через службу судебных приставов мы оформляли для взыскания документы на сумму от 10 до 15 млн рублей, то в 2017-м через суд было направлено исков более чем на 30 млн рублей. На конец ноября текущего года в этом учреждении находится 1072 исполнительных листа на общую сумму
50 млн рублей.
По итогам девяти месяцев 2018 года за квартирную плату населению начислено 427 млн рублей, люди оплатили 406 млн, общая дебиторская задолженность населения достигла 142 млн рублей. Просроченная задолженность в этой сумме составляет 92 млн рублей.
Читайте нас: