+17 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Будь в курсе
23 Декабря 2022, 12:25

Как на Отнурке с пьянством борются

Мы едем в это село по расчищенной дороге, где справа и слева, как в сказке, стоят заснеженные ели. Сразу появляется новогоднее настроение. Хотя причина нашей недальней командировки совсем не касается грядущего праздника.В клубе села Отнурок сегодня неспокойно

Как на Отнурке с пьянством борются
Как на Отнурке с пьянством борются

Ручейком к очагу культуры тянется народ, подъезжают гости. Среди них замечаю депутата районного совета Ярослава Белова. Нурский сельсовет относится к его избирательному участку.
Спрашиваю Ярослава об основных проблемах этого населённого пункта.
- Связи нет! – отвечает он.
Достаю свой телефон… Действительно, нет! Отнурок спрятался на окраине, так сказать, в подбрюшье Малиновки, и сигналы сотовой связи сюда доходят неохотно.
Зато какая здесь тишина! Божественная и первозданная. Даже начинаешь тихо разговаривать, чтобы ненароком не нарушить это таинство тишины.

Клубные работники готовятся к акции. Что за акция? Всё просто: Отнурок участвует в конкурсе «Трезвое село», сегодня проводится итоговое мероприятие, посвященное борьбе с пьянством.
Я заметил такую штуку: в нашей стране все попытки борьбы с этим явлением непременно натыкались на глубокую, беспощадную народную иронию и уничтожающий скепсис. Почему? Я думаю, потому что борьбу с пьянством всегда подменяли борьбой со спиртным. О чём это я? А вы вспомните вырубленные виноградники в конце 80-х годов прошлого столетия, когда в годы перестройки руководство страны решило искоренять пьянство.
Однажды слушал лекцию одного такого «борца с зелёным змием», который приезжал в наш город. Он, как я понял, вообще предлагал запретить спиртосодержащие напитки! Да, бороться с водкой куда легче, чем бороться с пьянством: достаточно просто ужесточить административные меры, повысить акцизы, пересажать всех самогонщиков и всё такое прочее.
Но пьянство – это болезнь человеческого духа. И здесь силовые меры в качестве лечения не всегда уместны.
Впрочем, давайте в клуб. Сразу замечаю, что среди тех, кто пришел на мероприятие, в основном женщины. Только пару местных мужичков соизволили явиться, чтобы тоже побороться с пьянством.
На встречу с жителями села Отнурок приехали сотрудники центра «Семья». Они бывали здесь неоднократно:
- Отнурок - сильно пьющее село? – спрашиваю их.
- Мы такой статистики не ведём, - отвечает специалист центра «Семья» Гульнара Бастрыгина. – Хотя в городе сейчас пьют даже больше.
Вообще, все разговоры о том, что наш российский народ самый пьющий в мире, мягко говоря, сильно преувеличены. Кстати, этот стереотип настолько сильно распространен на Западе, что там образ русского человека неизменно связан с водкой. Это очень обидно.
Русские построили самую длинную железную дорогу в мире; освоили территорию вечной мерзлоты, и теперь там возвышаются современные и теплые города. Русские вместе с другими братскими народами в единой советской семье победили фашизм. Русские дали миру Рахманинова, Достоевского, Менделеева и других гениев. Мы были первыми в космосе. Нам есть чем гордиться, но… Стоит в любой другой стране заговорить о русских, как тут же начнутся разговоры о пьянстве!.. Даже дружественные нам народы смотрят на Россию исключительно, как на сильно пьющих людей. Помню, когда мы с друзьями были в Сербии, нас всегда подтрунивали: «О, руси! Вы водку в стакан с горкой наливаете». Все мои потуги доказать сербам, что они пьют больше, чем мы (а это правда!) оказывались совершенно бесполезными. Стереотип – штука очень крепкая.
Я думаю, это связано с тем, что российское пьянство, как правило, носит экстремальный характер: мы не любим полумер! Если пить, так до полной, как говорят у нас, отключки. Мы народ строгих категорий. У нас есть либо совсем не употребляющие алкоголь, либо напрочь пьющие.
Западные же люди пьют все и часто. Но цивилизованно: помаленьку и только в качестве десерта или необходимого ритуала к обеду.
Правда, так или иначе, а алкоголизм в России давно и прочно стал проблемой общенационального масштаба.
- Мы должны доносить до людей, что в жизни есть иные радости, чем пьянство, - говорит Влада Тагирова, юрист центра «Семья».
- Представьте, что я местный алкоголик, пришедший к вам за помощью. Как вы намерены работать со мной?
- С каждым обратившимся мы работаем индивидуально, - говорит Наталья Валавина, психолог центра «Семья». - Если человек употребляет алкоголь систематически, то у него страдают отношения с близкими людьми. Помощь в первую очередь должна касаться восстановления этих связей. Всё это требует комплексного подхода.
- Почему люди пьют?
- Причин несколько, - отвечает Наталья Дмитриевна. – Среди них - наследственные факторы и социальные моменты, когда человеку трудно справляться с разными жизненными ситуациями.
Сотрудницы центра «Семья» подчеркнули, что в последние годы очень распространенным стал женский алкоголизм. Причем женщины спиваются в несколько раз быстрее, чем мужчины.
Проведя встречу, психологи раздали всем желающим брошюры и другую наглядную агитацию.
Пока шла беседа, я рассмотрел клуб, он совсем небольшой. У некоторых дачников, которых в Отнурке развелось немало, коттеджи раза в три больше.
За условными кулисами работники, вернее, работницы СДК готовятся к выступлению. Сейчас они будут показывать театрализованное представление, где по сюжету состоится суд над Алкоголем (это имя главного действующего персонажа). Роль Алкоголя поручили молодой женщине, которую зовут На-
дежда Шангареева. Она работает в клубе истопником. На её голове - зеленый парик с шляпкой, как у старухи Шапокляк. Роль судьи будет исполнять Елена Алексеева, заведующая клубом. На ней судейская мантия.
Рядом готовится к выступлению заведующая местной библиотекой Фания Гизатуллина, которая призвана играть в спектакле роль обвинителя.
- Почему люди пьют? - задаю женщинам главный вопрос сегодняшней повестки дня.
- Работать не хотят! – почти хором отвечают они. – Те, кто работают, как правило, ведут трезвый образ жизни.

В клуб заходит глава местной администрации Надежда Файрузова. Знаю её как очень инициативного и энергичного человека, всей душой болеющего за родное село. На таких женщинах и держится жизнь многих наших поселений.
Вообще, давно замечено, что женщины проявляют гораздо большую активность в общественной жизни, чем мужчины. Многие связывают это с процессом обмельчания мужиков, когда функции лидерства вынужден брать на себя слабый пол.
В сельской местности люди, как правило, и в наши дни открыты друг другу. Деревенские меньше врут, лицемерят и больше работают. И праздники здесь всегда проходят очень искренне - простодушно и без какой-либо показухи.
Гляжу на женщин, которые собрались в клубе: кроткие лица, руки сложены на коленях, пуховые шали на плечах. Тамары, Клавы и Гульнары… У одной - сын на Украине, у другой - муж с утра похмеляться ушёл и ещё не вернулся. У третьей - корова отелилась… Кто-то из них говорит мне:
- У нас сегодня после спектакля будет этот… Ой, забыла слово!..
Кто-то подсказывает сбоку:
– Коворкинг!
- Что это за штука такая? – недоуменно спрашиваю я.
- Кстати, в Госдуме готовится закон о запрете иностранных слов, - то ли в шутку, то ли всерьез произносит депутат Ярослав Белов, случайно услышав наш разговор.
- Коворкинг – это работа на площадках, - уточняет одна из женщин.
Я сижу и думаю: если на Отнурке стали проводить коворкинги, то неплохо бы теперь и газ сюда подать. И чтобы связь, наконец, появилась. И рейсовый автобус курсировал между селом и Белорецком, а то пока ходит только школьный автобус.

Между тем в коридоре клуба развернулась выставка-продажа кондитерских изделий местного фермерского хозяйства семьи Миняевых. Маргарита (глава хозяйства) перечисляет наименование изделий, которые она привезла на акцию по борьбе с пьянством:
- Орешки со сгущенкой, домашнее печенье, «Курабье», пирожное «Муравейник».
- Во сколько вы просыпаетесь?
- В пять часов уже на ногах, - отвечает Маргарита.
Она рассказывает о своей семье. Хозяйство помогают вести муж, дочка и зять.
- Сегодня у меня внук родился! – радостно сообщает она.
- Поздравляю! Как назвали?
- Артём.
Маргарита мечтает открыть в селе магазин по продаже своей продукции. Спрашивать женщину о том, как бороться с пьянством, я не стал. В её трудовой семье, судя по всему, таких проблем не существует.

Мероприятие прошло очень активно. Алкоголь с зелеными волосами был признан виновным. Его приговорили к смертной казни, несмотря на какие-либо моратории. Очень искренне, от всей души в самом начале выступила Надежда Файрузова. А в ходе спектакля убедительно прозвучали слова со стороны обвинения: представителей центра «Семья» и местной библиотеки. Ну а после спектакля состоялся коворкинг (позволю себе произнести это слово, пока закон Госдумы о запрете на излишнюю иностранщину не вступил в действие).
- Мы на первое место в конкурсе «Трезвое село» особо не претендуем, - скромно сказала мне Надежда Файрузова. – Есть более крупные сельсоветы, которые, конечно, станут лидерами… Но быть в числе призёров нам бы очень хотелось.
Надежда Александровна Файрузова и её односельчане проводят большую работу и по благоустройству села. Об этом мы не раз рассказывали на страницах нашей газеты.
В следующем году на Отнурке планируется открытие нового здания фельдшерско-акушерского пункта.
Сельсоветы, занявшие призовые места конкурса «Трезвое село», отмечаются денежным вознаграждением. Думаю, оно будет совсем не лишним для любого сельского бюджета.

Д. Митрич.

Ещё больше новостей – на нашем канале. Читайте нас в Телеграм Газета «Белорецкий рабочий» t.me/belrab

Как на Отнурке с пьянством борются
Как на Отнурке с пьянством борются
Как на Отнурке с пьянством борются
Как на Отнурке с пьянством борются
Как на Отнурке с пьянством борются
Как на Отнурке с пьянством борются
Как на Отнурке с пьянством борются
Автор:
Читайте нас: