+19 °С
Облачно
Антитеррор
АТП в Белорецке встает на ноги?
Все новости
Будь в курсе
4 Августа 2018, 15:07

Белорецкому вокзалу 50 лет

Ещё с 1927 года руда и древесный уголь по узкоколейке Белорецк-Ишля-Тукан и Ишля-Инзер шли в Белорецк составами, а не тележными коробами. Рос выпуск готовой продукции Белорецкого и Тирлянского заводов. Не случайно, в феврале 1934 года Председатель Госплана СССР В.В. Куйбышев рассказал о проекте железной дороги Уфа-Белорецк-Магнитогорск. Это разгрузило бы Белорецкую узкоколейку от грузопотоков уфимского и магнитогорского направлений. Работа предстояла огромная.

Только через четверть века, в 1960 году, по новой железной дороге Магнитогорск-Белорецк прошёл первый грузовой состав, а через год - первый пассажирский поезд.
Зал ожидания и касса для пассажиров в то время располагались в паре двухосных вагончиков. Возникла необходимость строительства вокзала. Оптимальным считался вариант постройки здания на станции Белорецк (на 146-м км Белорецкой узкоколейки). Это был отличный вариант для жителей Тирляна - самого крупного поселка района, через который тогда шёл путь в Уфу. Удобным такое расположение было и для жителей центра Белорецка: с вокзала было бы оптимально добираться как в Магнитогорск, так и в Уфу. Альтернативой же было строительство вокзала Белорецк у железной дороги широкой колеи в районе станции Нура (неподалеку от управления «Башэнерго»). Железная дорога шла через многие села и деревни района на Тукан и Инзер. И их жителям было бы легко добираться, например, до районной поликлиники, расположенной в микрорайоне общества слепых Белорецка. Вокзал у станции Нура устраивал и жителей Октябрьского посёлка, и микрорайона Старая Нура.
Споры райсовета с городским советом по этому поводу шли до февраля 1966 года. Тогда в Москве проходил 23-й Съезд КПСС, утвердивший план 8-й пятилетки, в нем было предусмотрено строительство железной дороги Карламан-Белорецк. Тогда и решили строить вокзал возле станции «158-й километр» Белорецкой узкоколейки. Позже первые две цифры из обиходного названия выпали, осталось «8-й километр».
Дата сдачи объекта по политическим факторам была крайне жесткой: это был год 50-летия Октябрьской революции и 200-летия Белорецкого завода. К концу 1967 года вокзал был построен. Он представляет собой одноэтажное здание из кирпича с деревянными перекрытиями полезной площадью 464 квадратных метра. На вокзале расположились связь, путевое хозяйство, управление светофорами и пост энергоснабжения. Строительство технологических помещений началось только в 70-х годах.
В ходе стройки железной дороги Карламан-Белорецк на станции Белорецк появились новые служебные здания, отличные архитектурой от здания самого вокзала.
Официальную сдачу (даже с существенными недоделками) здания Белорецкого вокзала подгоняли и сроки закрытия пассажирского движения узкоколейки на перегоне Двойниши-Верхнеаршинский. Последний грузовой состав Запрудовка-Белорецк прошёл там в ноябре 1967 года, а последний пассажирский поезд Запрудовка-Белорецк - в сентябре 1968-го.
Устранение недоделок на новом вокзале завершилось уже в начале 1968 года. Весной вокруг стройки оттаял мусор и стало возможным отмыть стёкла вокзала от дыма паровозов и убрать территорию.
19 и 21 апреля 1968 года были организованы субботники. В первом участвовали в основном работники железной дороги, а второй провели комсомольцы Белорецка в честь дня рождения вождя мирового пролетариата В.И. Ленина и юбилея комсомола.
Чехословацкие события 1968 года и ухудшение отношений с Китаем в 1969 году отложили стройку железной дороги Карламан-Белорецк с восьмой на десятую пятилетку (1976-1980 годы). Поэтому как выход из положения (для связи Белорецка с Уфой) после установки посадочного локатора Белорецк с 1968 года стал принимать самолеты АН-24 из Уфы, а в 1970 году было построено здание аэропорта и начато проектирование бетонной взлётно-посадочной полосы, которую запустили в 1978 году.
Читайте нас: